В условиях, когда демократические преобразования в нашей стране ориентированы на развитие гражданского общества и построение правового государства, формирование гражданской компетентности обучающихся приобретает особую актуальность. В современных условиях гражданское воспитание является одной из приоритетных образовательных задач, что отмечается в государственных нормативных документах, основными из которых являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
В педагогической литературе формирование гражданской компетентности рассматривается, как правило, в контексте гражданского образования и гражданского воспитания. Разработке подходов к гражданскому воспитанию учащихся посвящены работы О. М. Артеменко, А. В. Беляева, А. С. Гаязова, Г. Л. Гревцевой, Р. Г. Гуровой, Е. И. Кокориной, Ф. Ф. Кузнеца, Ю. А. Маринкиной, И. Н. Руссу, Ф. Н. Руцинской, Р. И. Хмелюка, Н. А. Шатуновой и др. Исследования в этих областях в значительной степени составляют теоретическую базу формирования гражданской компетентности молодежи.
Гражданская компетентность — понятие многоаспектное. В научной педагогической литературе оно появилось сравнительно недавно в связи с вычленением таких понятий, как "компетенция" и "компетентность". Термин "компетенции гражданственности" был введен И. А. Зимней в результате адаптации англоязычного термина "competence of citizenship". Под "компетенциями гражданственности" принято понимать знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн) [1]. По мнению В. Ш. Масленниковой, гражданская компетенция — это совокупность готовности и способности, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике [4].
Отметим, что сегодня известно немало работ, раскрывающих основные подходы к изучению проблемы формирования гражданской компетентности (А. П. Мягков, И. В. Митина, Г. Л. Котова, В. А. Гладик и др.). Так, в работе Е. В. Митиной гражданская компетентность рассматривается как "интегративная характеристика личности, отражающая совокупность готовности, способностей, субъективного опыта учащегося, позволяющих ему активно, ответственно и эффективно осуществлять весь комплекс прав и обязанностей в демократическом обществе, самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность" [5].
Согласно результатам исследований этих авторов гражданская компетентность имеет исторически сложившееся аксиологическое основание в связи с многовековой традицией развития гражданского образования. Так, Г. Л. Котова утверждает, что гражданская компетентность ‑ это "комплекс гражданских знаний и умений, гражданских качеств, навыков и практического опыта гражданской деятельности, вызванных ориентацией субъекта на реализацию гражданских ценностей" [2].
Таким образом, гражданская компетентность выступает как комплексная характеристика личности, проявляющаяся в готовности и способности осознанно, ответственно и эффективно осуществлять в правовом государстве деятельность, основанную на гражданских качествах личности и направленную на реализацию гражданских ценностей.
На основе анализа работ указанных выше авторов, а также рассмотрения моделей компетентности Дж. Андерсона и А. А. Вербицкого, моделей гражданской компетентности Е. В. Известновой, Е. В. Митиной, Т. П. Осиповой был сделан вывод о компонентном составе понятия "гражданская компетентность".
В структуре гражданской компетентности мы выделяем следующие компоненты:
- когнитивный — система знаний о человеке, семье, обществе, государстве, о своих правах и обязанностях, знание истории, культуры, традиций, языка своего народа;
- мотивационно-ценностный — цели, мотивы, потребности, ценностные установки;
- поведенческий — выполнение своих гражданских обязанностей, следование нравственным и правовым нормам общества;
- личностный — рефлексия своей деятельности, критичность, ответственность, терпимость.
Формирование гражданской компетентности — длительный, сложный процесс, так как требует осознания и усвоения нормативных ценностей, традиций, обычаев, изучения государственной символики, выработки общественно-ценностной мотивации поведения, сформированности гражданских убеждений и взглядов, которые определяют эмоциональное отношение человека к себе, к жизни в стране и обществе в целом. Формирование гражданской компетентности основывается на таких ценностях, как патриотизм, гражданственность, коллективизм, трудолюбие, толерантность.
Одной из задач современной педагогической науки является поиск средств формирования гражданской компетентности. Сегодня каждое учреждение образования самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые формы, методы и средства гражданского воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов.
Анализ опыта работы гимназии № 32 г. Минска позволяет утверждать, что особую роль в процессе формирования гражданской компетентности играет социальное партнерство, представляющее собой систему взаимодействия учреждения образования с различными социальными институтами, общественными, государственными и иными субъектами, направленную на решение образовательных задач.
Система социального партнерства данного учреждения образования предполагает четыре направления сотрудничества:
- гимназия — учреждение образования;
- гимназия — партнер вне системы образования;
- гимназия — семья;
- гимназия — международное сотрудничество.
На уровне социального партнерства с учреждениями дополнительного образования, государственными и общественными организациями вовлечение гимназистов в гражданскую деятельность реализуется через участие их в следующих мероприятиях:
- районных и городских конкурсах (совмест-но с ЦДОДиМ "Эврика", НЦХТ, МГДДиМ);
- социально значимых акциях и проектах (совместно с ЦДОДиМ "Эврика", ветеранской организацией Фрунзенского района);
- благотворительной деятельности (совместно с социальным приютом Фрунзенского района, детским домом № 5 г. Минска, детским домом в г/п Руденске, Белорусским обществом Красного Креста).
Организация социального партнерства предусматривает несколько этапов: подготовительный, основной, завершающий. На данных этапах гимназисты учатся работать в команде, критически мыслить, у них формируются гражданские умения и навыки, ответственность за выполнение возложенных поручений.
На подготовительном этапе осуществляется подготовка к участию в мероприятиях. Он включает следующие стадии:
- мотивационную (педагог-организатор актуализирует важность, значимость данного мероприятия; применяется событийный подход, который предполагает разъяснение гимназистам актуальности, событийного характера каждого мероприятия);
- поиска и обобщения информации (гимназисты подбирают информацию, необходимую для разработки сценарного плана);
- творческую (определение формы выступления, разработка сценарного плана совместно с педагогом-организатором, подбор музыкального сопровождения, распределение ролей, репетиции).
Основной этап — это участие гимназистов в мероприятии гражданской направленности (непосредственно демонстрация подготовленного выступления).
Заключительный этап предусматривает проведение рефлексии в форме беседы, дискуссии с целью выработки рекомендаций для дальнейшего повышения результативности участия в мероприятиях различного уровня. Проведение рефлексивного анализа предстоящей и состоявшейся деятельности является для детей стимулом к познанию и преобразованию себя. Принцип реализуется через такие методы рефлексивной деятельности, как "Рефлексивный круг", "Ключевое слово", "Цепочка пожеланий".
Представим опыт работы гимназии № 32 г. Минска по реализации основных направлений социального партнерства, ориентированного на формирование гражданской компетентности личности обучающегося.
Районные и городские конкурсы проводятся совместно с ЦДОДиМ "Эврика", НЦХТ, МГДДиМ и предполагают соревновательный характер с целью выявления лучших в заданной тематике и форме проведения.
При подготовке к участию в районных и городских конкурсах важным фактором является работа педагога с гимназистами по актуализации основных смысловых и целевых мотивов деятельности, установок не только на победу, но и на ответственное, осознанное отношение к проводимой работе. Традиционно ребята принимают участие в районных и городских конкурсах, направленных на формирование гражданской компетентности, среди которых можно отметить следующие:
- "Мой родны горад";
- "Октябренок, пионер ‑ лидер";
- конкурс детских инициатив и социальных проектов "Есть идея!";
- спортивно-патриотические игры "Зарница" и "Зарничка";
- "Зажги костер добра";
- выборы в Молодежную палату при Минском городском Совете депутатов.
Результативность участия в мероприятиях зависит от различных факторов:
- высокой мотивации участников;
- сотворчества, содружества детей и педагога;
- стремления к самосовершенствованию детей и педагога;
- поиска новых, креативных форм выступления;
- благоприятного психологического климата в группе;
- увлеченности педагога своим делом.
В ходе проведения каждого конкурса важно с положительной стороны отметить каждого участника, а также оценить слабые места совместных выступлений, выработать пути дальнейшего совершенствования.
Социально значимая деятельность как одно из направлений формирования гражданской компетентности учащихся реализуется посредством проведения проекта "Большое сердце". В рамках проекта проходят акции "Собери портфель", "Дом, в котором я живу", "Наша забота ‑ ветеранам", "Спасибо за жизнь!", "Рождественский подарок другу".
Гимназисты активно сотрудничают с ветеранской организацией Фрунзенского района г. Минска. Ребята поздравляют ветеранов с праздниками, оказывают им необходимую помощь, записывают их воспоминания. Итогом этой деятельности является создание книги о ветеранах Великой Отечественной войны "И помнит мир спасенный...".
Благотворительную деятельность в гимназии организует и координирует отряд "Милосердие". Выделяются следующие направления деятельности отряда:
- помощь ветеранам ВОВ, пожилым людям (акция "Чистая квартира" и др.);
- поддержка детей-инвалидов, сирот (совместная деятельность с СПЦ Фрунзенского района, детским домом № 5 г. Минска, Белорусским обществом Красного Креста;
- шефство над младшими школьниками;
- уборка и благоустройство пришкольной территории, отдельных объектов своего района (акция "Дом, в котором я живу");
- природоохранная деятельность (изготовление кормушек, сотрудничество с обществом защиты животных "Эгида").
Благотворительная деятельность объединяет ребят, пробуждает в них сочувствие и сострадание, учит быть неравнодушными к чужой беде, формирует активную социальную позицию и стремление делать мир лучше и добрее.
Все вышеуказанные мероприятия являются традиционными, предполагают обязательное проведение рекламной кампании по информированию и привлечению заинтересованных ребят, издание фотоотчетов и отражение в гимназической газете "Ветер перемен".
Совместно с семьями учащихся в гимназии проводятся события-праздники, направленные на формирование гражданской компетентности:
- творческие праздники (конкурс-событие "Мой родной город", "Мой Минск");
- совместные выездные экскурсии;
- тематические встречи, классные часы.
Важно приобщать родителей не только к совместной деятельности, но и к принятию решений о тематическом и содержательном наполнении событий-праздников.
В гимназии активно развивается международное сотрудничество, которое включает три направления деятельности:
- членство в Ассоциации школьных евроклубов;
- участие в поликультурных интернет-проектах международного сообщества школьников EPALS;
- деятельность в рамках приобретенного статуса ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Ученический проект "Дети мира.com", занявший 1-е место на районном конкурсе "Наш проект" в номинации "Идея идей", стал началом участия в международных интернет-проектах. Следующим шагом стала регистрация гимназии в международном интернет-сообществе EPALS, посредством которого школы, классы получают возможность поиска партнеров по всему миру для общения и осуществления совместных проектов в области истории, литературы, художественной культуры.
В рамках данного направления деятельности проводятся следующие мероприятия: круглый стол "Минск среди городов мира", видеоконференция "My country: I am proud of...", совместные проекты "Belarus", "Around the Globe". В 2014 г. гимназисты приняли участие в международном творческом фестивале в Словакии, а в 2015 г. ‑ в международном творческом фестивале "Берег открытий" в Италии. Также учащиеся гимназии являются постоянными участниками и многократными призерами международного фестиваля "Новая волна идей". Лучшие работы ребят, отчеты об их участии в различных мероприятиях постоянно публикуются в гимназических газетах "Ветер перемен" (для гимназистов) и "ARTIUM" (для педагогов).
Опыт работы показал, что для эффективного формирования гражданской компетентности гимназистов в условиях социального партнерства необходимо создание ряда педагогических условий:
- Реализация личностно ориентированного подхода посредством учета индивидуальных особенностей детей ‑ возрастных, психологических, интеллектуальных. Сущность данного подхода заключается в следующем утверждении: ребенок ‑ главное действующее лицо воспитательного процесса, а педагог ‑ диагност и помощник в развитии личности ребенка. Формула, которая была взята за основу, представляет собой девиз М. Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". Включение гимназистов в гражданскую деятельность обязательно осуществляется на основе добровольности, кооперативности, открытости, толерантности, гуманности, социальной значимости.
- Создание ситуации успеха является важным фактором на пути формирования гражданской компетентности, так как переживание ребенком ситуации успеха повышает его мотивацию, позволяет почувствовать удовлетворение от деятельности, стимулирует к высокой результативности, корректирует личностные особенности, развивает креативность, инициативность, активность. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
- Применение событийного подхода при подготовке и организации различных мероприятий. Крайне важна актуализация значимости конкурса, концерта, акции для ребенка, который должен почувствовать себя незаменимой частью всего процесса. Организация событийной деятельности позволяет наполнить школьную жизнь каждого ребенка яркими, запоминающимися моментами.
4. Реализация принципа воспитания в коллективе предполагает: создание в процессе воспитательной работы здорового, сплоченного коллектива и его умелое использование для формирования гражданской компетентности учащихся. Без поддержки коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Таким образом, система социального партнерства, созданная в гимназии, направлена на формирование гражданской компетентности учащихся и способствует освоению навыков общения, сотрудничества и работы с информацией, способов духовного и интеллектуального саморазвития, помогает в выборе целевых и смысловых установок для оценки собственных действий и поступков, определяет основополагающие ценности гражданина ‑ ответственность, сознательность, толерантность, патриотизм, гуманность.
ЛИТЕРАТУРА
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — М. : ИНЭК, 2007.-С. 33—45.
- Котова, Г. Л. Индикаторы сформированности гражданской компетентности // Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред.
A. В. Хуторского. — М. : ИНЭК, 2007. —С. 189—195.
3. Литвинович, В. Г. Гражданские компетенции лидера детского движения общественного движения /
B. Г. Литвинович // Вестник детского движения. ‑ 2003. ‑ № 2. ‑ С. 29 ‑ 32.
- Масленникова, В. Ш. Педагогическая модель социально-ориентированной личности студента : метод, пособие. — Казань : ИСПО РАО, 2006. — 124 с.
- Митина, Е. В. Становление гражданской компетентности старшеклассников в учебном процессе (на материале гуманитарных дисциплин) : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е. В. Митина. — Тула, 2011. — 25 с.
- Храмцова, Ф. И. Детские и молодежные организации и объединения. Воспитание гражданской направленности школьников: пособие для заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов / Ф. И. Храмцова. — Минск : Нац. ин-т образования, 2008. — 160 с.
И. А. ЦАРИК,
доцент кафедры педагогики
БГПУ им. М. Танка,
кандидат педагогических наук;
А. П. СУРОВЦЕВА,
аспирант кафедры педагогики
БГПУ им М. Танка.
учитель белорусского языка и литературы
гимназии № 3 г. Минска