Как помочь ребенку психологически преодолеть первые трудности в школе без вреда для его здоровья?
Памятка для родителей первоклассников
-
Не перегружайте ребенка. Не пытайтесь дать ему все и сразу. Дайте первокласснику возможность побыть ребенком. Лишние кружки и секции, скорей всего приведут к повышенной утомляемости, и как следствие – к снижению работоспособности, раздражительности, проблемам со здоровьем.
-
Продлёнка. Всеми способами постарайтесь ее избежать, хотя бы в течение первого полугодия. Не потому, что это плохо. Нет. Она здорово выручает в безвыходных ситуациях. Но в период адаптации первоклассников к школе пребывание в группе продленного дня становится дополнительным фактором физической и эмоциональной перегрузки ребенка.
-
Режим дня школьника. Не нужно сразу после школы заставлять ребенка писать, читать и как бы то ни было заниматься. Отправьтесь на прогулку, дышите свежим воздухом, бегайте, прыгайте, отвлекайтесь. Обязательным пунктом в режиме дня первоклассника должен быть дневной сон. Вечером ограничьте активные игры, а также время, проведенное у телевизора и компьютера. Уложите ребенка не позже 9 часов вечера.
-
Хвалите его. «Грязь» в тетради, невыученный стих, двойка по поведению – все это не идет ни в какое сравнение с тем, что от вашей строгости и непонимания ребенок навсегда перестанет верить в себя. Именно сейчас у него складывается собственное мнение о себе как члене коллектива. Поддержите его, выслушайте, возможно, советом помогите наладить отношения со сверстниками.
-
Не ругайте первоклассника за неудачи. Чем больше вы будете наседать на него, тем более он будет зацикливаться на своих проблемах.
-
Уделяйте серьезное внимание детским рассказам о школе.Даже если что-то показалось вам не таким уж важным, для вашего ребенка может много значить. Замечая вашу заинтересованность его делами и проблемами, ребенок чувствует вашу поддержку. А вы, тем самым, можете из разговора сделать вывод о том, как проходит процесс адаптации к школе и нужна ли ваша помощь.
-
Прислушайтесь к ребенку. Обратите внимание на настроение ребенка до школы и после школы, на аппетит, на общее состояние. Если вы заметили, что ваш ребенок утром не хочет идти в школу, стал конфликтным, начал быстро утомляться, плохо есть - это уже первый звоночек о том, что процесс адаптации к школе идет не совсем хорошо. Если ситуация затянется, возможно, придется обратиться к школьному психологу.
-
Психологический комфорт. Постарайтесь сделать так, чтобы все, что касается школы, вызывало у ребенка положительные эмоции. Будь то выбор пенала или утренняя прическа, завтрак или торопливая дорога к школе, оставайтесь доброжелательными и спокойными, любящими и заботливыми.
Памятка. Как помочь первокласснику в школе
«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь» (Л. Кьюби)
Первый класс - это новый ритм жизни, новые правила, обстоятельства, новые люди. И, что немаловажно, осознание ребенком себя в новой роли, в роли «ученика». От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
С первых дней учебы нашему маленькому ученику придется столкнуться с достаточно серьезными трудностями:
• перестроиться на режим дня школьника;
• изменить игровой вид деятельности на учебный;
• усвоить огромное количество новой информации, которой нельзя сразу поделиться;
• сдерживать охватывающие эмоции;
• слышать только учителя, а не соседа по парте;
• сидеть целый урок, когда хочется уже поиграть, да и вообще – просто трудно сидеть;
• справиться со всеми нагрузками и при этом оставаться веселым, активным и жизнерадостным.
Если мы хотим, чтобы ребенок учился с удовольствием, был способным учеником и вырос успешным человеком, давайте поможем ему справиться с периодом адаптации к школе.
9 советов для родителей первоклассника(Данилова Е., 2002).
-
Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
-
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
-
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.
-
Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
-
Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.
-
Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.
-
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
-
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы — это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
-
Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.
Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.
1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
3. Не дерись без причины.
4. Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.
5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
10. Старайся быть аккуратным.
11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Фразы для общения с ребёнком.
Не рекомендуемые фразы для общения:
-
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-
-Сколько раз надо повторять…
-
-О чём ты только думаешь…
-
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-
-Ты становишься…
-
-Ты такой же как,…
-
-Отстань, некогда мне…
-
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Рекомендуемые фразы для общения:
-
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-
-Ты у меня молодец.
-
-Я тебя очень люблю.
-
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Мы надеемся, что наши советы помогут вам и вашим детям преодолеть возникшие трудности. Пусть школьная жизнь приносит первоклассникам только радость познания. Любите и уважайте своих детей, радуйтесь вместе с ними их пока еще маленьким достижениям, и тогда впереди вас обязательно будут ждать большие победы!
Желаем успехов!
Памятка. Как ваш первоклассник привыкает к школе?
Процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией.
В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
Если адаптация нарушена….
Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.
Реакция активного протеста
Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.
Реакция пассивного протеста
Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
Реакция тревожности и неуверенности
Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).
Психологические условия адаптации ребенка к школе
-
Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
-
Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
-
Первое условие школьного успеха — самоценностьребенка для его родителей.
-
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
-
Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
-
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
-
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
-
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
-
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
-
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
-
Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Несколько правил для родителей
Правило 1: не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.
Правило 2: рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к учебной деятельности. Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок.
Правило 3: необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и его сложности. С этой целью надо использовать развивающие игры, создавать ситуации, имеющие различные варианты решения.
Правило 4: каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.
Правило 5: все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.
Правило 6: родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников.
Как прожить хотя бы один день
без нервотрёпки
-
Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
-
Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
-
Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
-
Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
-
Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
-
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
-
После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
-
Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
-
Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
-
В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
-
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
-
Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
-
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым ребенком в школьном мире, были радостными и уверенными!
Желаем успехов!
Советы родителям первоклассников.
1. Будить ребенка нужно спокойно. Посыпаясь, он должен видеть Вашу ласковую улыбку и услышать нежный голос. Не торопите его сутра, не ругайте и не укоряйте за допущенные ошибки и оплошности, даже если накануне «его предупреждали», не дергайте ребенка по пустякам. Вы рассчитываете время, необходимое ребенку для сборов в школу, вины ребенка нет.
2. Не отправляйте малыша в школу без завтрака. Во-первых, он должен съесть питательный, полезный, теплый завтрак дома, во-вторых, он должен взять что-нибудь перекусить с собой. Даже если ребенок питается в школьной столовой, то школьный завтрак будет не скоро, кроме того, не известно, чем будут кормить, ребенок может остаться голодным. О необходимости домашнего завтрака питательного и полезного читайте в статье: Здоровый завтрак для школьника.
3. Не прощайтесь с ребенком, предупреждая: «веди себя хорошо», «смотри, не балуйся», «чтобы сегодня обошелся без плохих оценок» и так далее. Пожелайте ребенку удачи, найдите пару ласковых слов, поддержите его, приободрите. У малыша впереди трудный трудовой день.
4. Встречая ребенка после школы, не набрасывайтесь сразу: «Что получил?», будьте спокойны и дайте малышу почувствовать, что он дома, дайте ему немного отдохнуть после учебного дня. Если же он жаждет чем-то поделиться с Вами, то не отмахивайтесь, выслушайте его, это не займет очень много времени. Если же первоклассник огорчен, но упорно молчит, не настаивайте, пусть немного успокоится и расскажет все сам.
5. Выслушав все замечания учителя, не спешите устраивать разбор полетов и максимально постарайтесь, чтобы все разговоры с учителем происходили без ребенка.
6. После возвращения из школы не торопите ребенка садиться за уроки, ему нужен отдых в течение 2-3 часов. Хорошо было бы поспать часа полтора, чтобы восстановить силы. Лучше всего делать домашние задания в промежутке с 15 до 17 часов. Позже заниматься просто бесполезно, материал не усваивается.
7. Не заставляйте первоклассника да и более старшего школьника делать уроки в один присест, каждые 15-20 минут занятий нужно делать перерыв 10 минут, можно немного размяться, сделать гимнастику для глаз или пальчиковую гимнастику.
8. Когда ребенок делает уроки, не сидите у него «над душой», дайте возможность быть самостоятельным, но если ваша помощь понадобится, то Вы должны помочь. Наберитесь терпения и спокойно помогите малышу разобраться. Это не значит, что Вы должны сделать что-то за него. Спокойный, уверенный тон, ваша поддержка и похвала очень нужны ребенку. Он должен быть уверен в том, что Вы поможете разобраться во всех проблемах всегда, что он может на Вас рассчитывать.
9. Не акцентируйте внимание ребенка на оценках. Главное не оценки, а знания!
10. В общении с малышом избегайте условий. «Если ты хорошо сделаешь то, я сделаю …». Иногда условия становятся невыполнимыми. Найдите в течение дня хоть полчаса, чтобы пообщаться с ребенком, не отвлекаясь на телефон, телевизор, домашние обязанности и других членов семьи. Пусть он расскажет Вам то, что считает важным, в этот момент важны дела и проблемы малыша, его радости, заботы и неудачи.
11. Очень важный момент! У всех взрослых в семье должна быть одна тактика общения с ребенком! Никогда нельзя обсуждать педагогические разногласия в присутствии ребенка!!! Все обсуждения тактических приемов проводите без него! Не может быть так, что у мамы - это плохо, а у папы – это хорошо! Если у Вас возникают сложности в воспитании, то лучше проконсультироваться с психологом, врачом, учителем. Не считайте, что литература по воспитанию детей – это не для ВАС. Иногда даже те прописные истины, которые Вам давно известны, но изложены на бумаге, открывают глаза на происходящее, на корень проблемы и легко находятся пути ее решения.
12. Не стоит сомневаться в правдивости жалоб ребенка на головную боль, утомляемость, плохое состояние. Чаще всего это абсолютная правда, дети устают, особенно если у них есть трудности в учебе, в отношениях с одноклассниками и учителем.
13. Даже «уже большие» дети нуждаются в материнской ласке. Они любят и сказку перед сном, и песенку, и ласковые поглаживания. Это все помогает снять напряжение, успокаивает, а главное, дает ребенку уверенность в Вашей любви, не зависимо от того, как он себя ведет, как учится и так далее. Старайтесь не напоминать ребенку перед сном о неприятностях прошедшего дня, не обсуждать то, что будет завтра, не выяснять отношения. Завтра наступит новый день, он будет радостным, добрым и более удачным. Именно эта мысль должна быть итогом истекшего дня.
14. Режим дня школьника очень важен для правильной организации его труда и отдыха. Разумное чередование физической и умственной деятельности, достаточное количество сна, регулярный отдых, желательно на свежем воздухе, способствуют нормальной работе и развитию нервной системы и всех других систем организма малыша и обеспечивают ребенку нормальную работоспособность. О режиме дня подробнее читайте в статье: Режим дня школьника.
15. В вечернее время уделите малышу побольше времени. Выслушайте его рассказы, не обязательно это будет отчет о сегодняшнем дне. Он может рассказать о том, что читал, слышал, что его беспокоит. Вы должны выслушать малыша и помочь разобраться в его проблемах. Можете поделиться своими мыслями и наблюдениями, это создаст более доверительную обстановку. Помните, что первоклассник - это Ваш любимый ребенок, который всегда должен знать, что лучшие его друзья – мама и папа! Он всегда может на ВАС рассчитывать, и ВЫ всегда ему поможете, защитите, поймете и поддержите!
Вот такие вот простые, но очень важные советы родителям первоклассников!
Пусть наши детки всегда будут здоровы и счастливы!