В зависимости от семьи и уровня воспитания вырастают разные люди: выносливые, трудолюбивые, легкоранимые, безразличные, безответственные, с неуравновешенной психикой.
Во все времена – и в наше, тоже – воспитатели делились на две большие группы. Одни считали залогом успеха "жестокое" руководство ребенком, его безусловное подчинение, дисциплинированность и послушание. Другие резонно замечали, что основой воспитания должно быть доброе отношение к детям.
И те, и другие добивались определенных успехов в воспитании; и у тех, и у других были свои трудности и упущения в воспитании.
Сегодня обе эти точки зрения раскритикованы как крайние – одну заклеймили авторитарным стилем воспитания, другую назвали стилем "либеральным" – и противопоставили всему этому оптимальный способ воспитания, получивший имя "демократического".
В полном соответствии с его главными принципами многие родители хотели бы воспитывать детей не угрозой наказания и посулами поощрения, а путем налаживания сотрудничества с ребятами с позиции заинтересованного и благожелательного старшего товарища.
Наша цель – помочь тем родителям, которым приходится шарахаться от гневных окриков до сюсюканья, кому хотелось бы быть и добрыми, и жесткими, но в меру, не перегибая папку и не впадая в крайности.
Таким родителям мы предложили стать современными воспитателями.
Итак, если вы хотите стать современным воспитателем, то должны в своем воспитательном усердии следовать основным заповедям последовательно и неукоснительно.
ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ
Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении
Основой основ эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.
Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее – в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Правится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора?
Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми. Разве нет у нас квартир, в которых обстановка напоминает "заговор молчунов", организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснения отношений звучат так громко, что хорошо слышны соседям. Для тех, кто не относит свою семью к подобным, эта заповедь отменяется за ненадобностью.
ЗАПОВЕДЬ ВТОРАЯ
Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свои путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше, всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.
ЗАПОВЕДЬ ТРЕТЬЯ
Предоставьте самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети – тоже. Однако дети – люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела "вместо", "за" ребенка.
ЗАПОВЕДЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка. И здесь
ЗАПОВЕДЬ ПЯТАЯ
Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
Никогда не ждите особого случая – хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными. Причем хвалите не вообще – а конкретно. Не "ты молодец", а "ты молодец, потому что" и обязательно дайте почувствовать свое настроение – в данном случае свою радость по поводу его успеха.
Если ребенок делает какое-то неверное движение, совершает ошибку, то необходимо...
ЗАПОВЕДЬ ШЕСТАЯ
Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу – дать осознать услышанное.
Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните...
ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ
Главное – оценить поступок, а не личность.
К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. "Ты плохой" (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации "ты поступил плохо" (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойного и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность.
Для того чтобы указать ребенку на ошибку, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание – тем лучше. После замечания обязательно ...
ЗАПОВЕДЬ ВОСЬМАЯ
Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте, почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.
Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка – не одно и то же. Ведите себя именно так. Нет никакого терпения матери и отца.
Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную, цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели – не больше чем цепь хаотических порывов. По Макаренко, личность есть производное от гармонического соединения ее перспектив – близкой, средней и дальней. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку. Включайтесь в построение системы перспективных целей – от дальней к средней и от нее к сиюминутной.
ЗАПОВЕДЬ ДЕВЯТАЯ
Воспитание должно быть поэтапным.
Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на планке отметку мирового рекорда и скажите "Прыгай!", то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно.
Так же постепенно, двигаясь от первой высоты к следующей, штурмует планки человеческого роста ребенок.
Задача воспитателя – своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.
ЗАПОВЕДЬ ДЕСЯТАЯ
Воспитатель должен быть строгим, но добрым.
И в этом суть современности. Ведь если в отношении дурного поступка проявилась жесткость и бескомпромиссность – как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относишься к нему хорошо – это дает результаты в воспитании,
И не надо мучиться ложным выбором, – какой метод воспитания лучше: "авторитарный" или "либеральный". Ни беспредметная жестокость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет современным, или "демократическим". В любом случае оно будет проходить в соответствии с идеями научной педагогики и психологии.